Мобильные устройства и приложения для работы с геодаными — Реферат

ВВЕДЕНИЕ

Смартфоны и планшеты все больше входят в нашу жизнь. Мы общаемся с друзьями в социальных сетях, смотрим фильмы, играем в игры, читаем книги и т.д.С уходом в мобильную сферу образование адаптируется к условиям этой среды, становясь более компактным и интерактивным. В мобильном вебе важно, чтобы информация могла быть усвоена небольшими кусками, максимально чётко соответствовала ситуации и, при этом, чтобы процесс взаимодействия с продуктом доставлял удовольствие. Соответственно, меняются привычки пользователей: учащиеся всё больше хотят, чтобы образование было простым, эффективным и весёлым. 

Стало возможным учиться там, где ты находишься в любой момент: выдалась минутка, выдалось настроение – можно открыть приложение и потренироваться в каком-нибудь предмете. Поэтому учиться стало намного удобнее, и появилась возможность делать это понемножку, но часто, что в процессе обучения очень важно.

Мобильные устройства давно стали отличным дополнением к уже существующим средствам обучения, а где-то и заменили собой ПК. Если брать в пример вебинары, то с помощью мобильных устройств можно не привязываться к рабочему месту. К тому же, теперь, когда интернет есть практически везде (в метро, кафе, в парках) – обучение стало более доступным. А мобильные устройства в очно-заочном или очном формате – хорошо поддерживают теоретическую составляющую занятий!

Рост мобильных технологий вносит постоянные изменения и в образование. Образование больше не ограничено местом или инструментами, такими как парты, компьютеры или дорогие учебники. Вместо этого вся сила обучения сосредоточилась у каждого на кончиках пальцев с мгновенным доступом и неограниченными возможностями.

1.Мобильные устройства, классификация мобильных устройств

Начнем с определения современного мобильного устройства. Прежде мобильным называли любое устройство для телефонной связи размером с кирпич, которые можно было носить с собой. Теперь же в нашем распоряжении есть смартфоны, планшеты, электронные книги и прочие гаджеты, которые сопровождают нас повсюду и без которых мы не мыслим своего существования. При этом помимо телефонной связи они поддерживают множество других функций. Таким образом, мобильные устройства перестали быть телефонами. Они превратились в мобильные компьютеры, книги, развлекательные панели, игровые консоли и точки доступа к социальным сетям.

Мобильное устройство — компактные мобильные компьютеры предназначенные в первую очередь для просмотра веб-страниц и работы с веб-сервисами, развлечения и коммуникации.

Мобильные устройства – ряд устройств, который включает в себя смартфоны, планшеты, электронные книги, телефоны, КПК и нетбуки, главной особенностью которых является размер, а также количество выполняемых ими функций. Смартфоны – устройства, важной особенностью которых является размер и способность к транспортированию, а также большой ряд функциональных возможностей. Интернет-планшеты оснащены большим экраном, и позволяют пользоваться интернетом, книгами, офисными пакетами, а также играми.

Электронные книги по характеру напоминают планшеты, однако они узко специализированы. Основной их задачей считается чтение книг и электронных файлов. Эти мобильные устройства основаны на матрице e-ink, которая по своим свойствам имитирует обычную бумагу, т.е. экран не имеет подсветки и на вид глазом воспринимается как обычный лист бумаги.

Возможности современных мобильных устройств для обучения

В последнее время много внимания уделяется вопросам внедрения мобильного обучения в образовательную среду. В англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад появился термин «мобильное обучение» (m-learning), который последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. Согласно педагогическим исследованиям мобильные устройства как средства обучения доступны большинству обучающихся в нашей стране, но процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс идет не так активно и плодотворно, как во многих других зарубежных странах. В декабре 2010 институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения», в котором говорится, что педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт фантастической популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания.

Мобильное обучение является частью новой картины образования, созданной благодаря технологиям, поддерживающим гибкое, доступное, индивидуальное обучение. Повседневное использование учащимися мобильных телефонов и других устройств в настоящее время является основным стимулом массового распространения мобильного обучения по всему миру. Важно отметить, что мобильные технологии могут помочь в предоставлении качественного образования для развития детей, молодежи и взрослых во всем мире, как отмечено в целях Программы ЮНЕСКО «Образования для всех» (ОДВ).

Использование мобильных устройств в учебном процессе влечет за собой изменения в методике обучения. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителям полную свободу для обеспечения учащихся онлайн-приложениями.

Среди особенностей использования мобильных средств можно выделить следующее:

— предоставление новых средств связи и совместной работы, позволяет соединить обучение в классе с обучением вне его, по дороге домой и между уроками;

— предоставление возможности обмениваться информацией, задавать вопросы и отрабатывать новые навыки учащимся, находящимся на домашнем обучении;

— учащиеся становятся производителями знаний: комментарии, обсуждения или обмен электронными записями меняют традиционную роль учителя как непререкаемого авторитета на более современную роль соавтора или наставника; результаты такого обсуждения среди учащихся представляют важный педагогический ресурс и обеспечивают сдвиг в сторону аутентичного образования;

— в рабочих условиях облегчается запись информации и конспектирование, которые рассматриваются как доказательство участия в обучении или как способ сочетания формального и неформального обучения.

На сегодняшний день наиболее распространенным и доступными являются смартфоны iPhone фирмы Apple и смартфоны на мобильной платформе Android, которые отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы. Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами.

В чём же особенность мобильного обучения, какие преимущества оно даёт и как меняет учебный процесс?

Мобильность

Естественно, что мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У этой мобильности два аспекта: с одной стороны, это означает возможность реализовывать образовательные программы там, где высококлассные специалисты не могут находиться физически. С другой стороны, современные технологии, а именно системы облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам. Ученик может поменять сотовый телефон, но при этом все его учебные материалы будут доступны. Кроме того, для выполнения разных заданий он может использовать разные технические устройства. 

Непрерывность образования

Мобильные устройства, которые всегда находятся с человеком и принадлежат лично ему, делают процесс образования непрерывным: так как ученики могут выполнять задания в любое время, преподаватели могут выносить пассивную часть обучения за пределы класса, а школьное время использовать для развития социальных навыков. Ученики со своей стороны могут сами выбирать, как и когда они выполняют задания вне школы.

Персонализация обучения

Мобильные устройства позволяют ученикам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме. Кроме того, мобильный телефон даёт возможность каждому ученику воспринимать материал так, как ему удобнее. Это значит, что разработчики образовательных программ для мобильных в целях большей эффективности должны использовать разные способы изложения одной и той же информации: текст, графики, изображения, видео.

Мобильные приложения позволяют учащимся самостоятельно оценивать свои результаты и оперативно решать проблемы, выполняя необходимые задания для закрепления материала.

Повышение качества коммуникации

Мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между учителями, учениками и учреждениями образования.

Обратная связь с учениками позволяет преподавателям отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому учащемуся. Кроме того, с помощью мобильного преподаватель организует и непрерывность обучения.

2.Мобильные приложения

Мобильное приложение представляет собой программу, установленную на той или иной платформе, обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия.

Значимость мобильных приложений для образования растет не только благодаря их общедоступности и привлекательности с точки зрения новых технологий, но и благодаря возможностям, которые они дают: совместная работа учащихся над заданиями, вынос обучения за рамки школы, каждый имеет возможность высказаться, принять участие (в отличие от системы с поднятием руки). Использование мобильных приложений для образовательных учреждений позволяет:

  • Реализовать унифицированный контроль за уровнем знаний студентов;
  • Упростить проведение зачетов и контрольных работ;
  • Ускорить обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, упростить процесс взаимодействия преподавателей и студентов;
  • Провести интенсификацию и модернизацию учебного процесса;
  • Организовать распределенный образовательный ресурс;
  • Обеспечить  совместную  деятельность  обучающихся  без привязки  к местоположению участников образовательного процесса;
  • Использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов;
  • Подключать  мобильное  устройство  к  приборам  и  устройствам  в  сети учебного заведения в образовательных и исследовательских целях;
  • С  помощью  мобильных  приложений  и  встроенных  датчиков  собирать информацию  об  окружающей  среде  в  образовательных  и  исследовательских целях.

Говоря о мобильных приложениях для образования, стоит отметить и их возможность доступа к облачным сервисам, которые используют как единое информационное поле для хранения информации об учениках и преподавателях, показателях учебной деятельности.

Виды мобильных приложений, которые можно применить на уроках, во внеурочной деятельности, для взаимодействия с родителями, а также для мобильного обучения. В настоящее время таких приложений огромное количество, начиная с детских азбук и заканчивая платными приложениями для самообучения.

Я привела список наиболее популярных приложений в Таблице 1.

Таблица 1. Виды мобильных приложений

Название приложения

Краткое описание

Приложения Microsoft (Word, Excel, Power Point, OneNote, OneDrive)

Удобные мобильные версии, позволяющие обрабатывать информацию, даже когда под рукой нет компьютера.

Приложения Google (диск, почта, play market, Google Maps, Google Earth)

Быстрый доступ к своим файлам, удобный интерфейс для скачивания необходимых приложений. Спутниковые интерактивные карты онлайн. Виртуальный глобус

Онлайн-библиотеки (Альдебаран, самоЛИТ, ЛитРес, ЛитМир и др.)

На некоторых ресурсах есть возможность скачивать или читать книгу онлайн, большой выбор произведений по различным жанрам.

GeoGebra

Бесплатная, кроссплатформенная динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном удобном для использования пакете.

Астрономические приложения(Astronomy Picture of the Day, Planets, Star Chart)

Можно просматривать информацию о звездах, созвездиях, а также наблюдать за небом, смотреть за его состоянием в прошлом и будущем.

Музеи («Музей Эрмитаж», «МоМа», «Guggenheim», «Musée du Louvre HD», «Your Art», «Love Art: National Gallery, London»

Приложения, которое позволяют гулять по великим музеям мира и разглядывать их экспозиции.

Как настроить доступ приложений к геоданным телефона Android

Вы можете разрешить приложениям использовать данные о вашем местоположении, например чтобы получать информацию о пробках или находить рестораны поблизости.

 Некоторые действия, описанные в этой статье, можно выполнить только в Android 11 и более поздних версиях ОС. Как узнать версию Android?

Какие приложения используют геоданные

  1. Проведите по экрану сверху вниз. 
  2. Нажмите на значок «Местоположение»  Страна  и удерживайте его. Если вы не видите значок «Местоположение»  Страна :
    1. Нажмите на значок «Изменить»  Изменить  или «Настройки»  Настройки . Перетащите значок «Местоположение»  Страна  на панель быстрых настроек.
  3. Нажмите Доступ приложений к геоданным.
  4. В разделах «Разрешено всегда», «Разрешено только при использовании» и «Доступ запрещен» представлены списки приложений, у которых есть доступ к данным о вашем местоположении.
  5. Чтобы изменить разрешение, нажмите на приложение и выберите нужный вариант. Подробнее о разрешениях для приложений

Как запретить приложению использовать геоданные

Вы можете выбрать, какие приложения имеют доступ к данным о местоположении телефона и в каких случаях он разрешен. Например, можно предоставить доступ к местоположению Google Картам, чтобы пользоваться схемами проезда, но скрыть данные от приложений игр и социальных сетей.

  1. На главном экране телефона найдите значок приложения.
  2. Нажмите на него и удерживайте.
  3. Выберите «О приложении»  Информация .
  4. Нажмите Разрешения  затем Местоположение.
  5. Выберите один из вариантов:
    • Разрешить в любом режиме – приложению всегда открыт доступ к местоположению устройства.
    • Разрешить только во время использования приложения – приложение получает доступ к местоположению только на время работы.
    • Всегда спрашивать – приложение будет запрашивать разрешение на доступ к местоположению каждый раз, когда вы им пользуетесь. Разрешение действует, пока вы не закроете приложение.
    • Запретить – у приложения не будет доступа к местоположению даже во время работы.
  6. Если вы разрешили доступ к данным о местоположении, то можете включить или отключить параметр Использовать точное местоположение.

Как приложение может использовать доступ к местоположению телефона

Приложение может получать данные о приблизительном или точном местоположении телефона либо и те и другие.

  1. Найдите значок приложения на главном экране телефона.
  2. Нажмите на него и удерживайте.
  3. Выберите «О приложении»  Информация .
  4. Нажмите Разрешения  затем  «Ещё»  Ещё   затем  Все разрешения.
  5. В разделе «Местоположение» указано, насколько точно определяется местонахождение телефона. Если вы не видите этого раздела, значит у приложения нет доступа к геоданным.

Приложения запрашивают различные разрешения на доступ к данным о местоположении:

  • Приблизительное местоположение. Местонахождение телефона определяется с точностью до трех квадратных километров.
  • Точное местоположение. Местонахождение телефона определяется точно.
  • В активном режиме. Приложение получает доступ к геоданным, только если оно открыто или вы отправляете ему запрос.
  • В фоновом режиме. Приложению всегда открыт доступ к геоданным, даже если вы им не пользуетесь.

Для чего приложения запрашивают изменение настроек геолокации

  • Изменить настройки геолокации? Для нормальной работы приложения необходимо включить доступ к геоданным.
  • Повысить точность геоданных? Геолокация уже включена, но приложению может потребоваться более точно определять местоположение.
  • Wi-Fi-соединение. Приложение может попросить вас включить Wi-Fi или разрешить устройству автоматически находить доступные сети. Это позволяет точнее определять местоположение телефона.
  • Геолокация Google. Эта функция помогает приложениям точнее определять, где вы находитесь. Как функция определения местоположения повышает точность геолокации. Она также называется «Определение местоположения».

Другие настройки геолокации

  • Получайте информацию, подобранную на основе геоданных:
    Как настроить геолокацию.
  • Используйте больше источников для определения местоположения:
    Как разрешить телефону искать сети и устройства поблизости..
  • Просматривайте и редактируйте список посещенных мест:
    Как управлять историей местоположений в аккаунте Google.
  • Точнее определяйте свое местоположение на Google Картах:
    Как повысить точность геолокации на Google Картах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы выделить задачи, которые смогут решаться при применении мобильных устройств:

  • обеспечение быстрого доступа к учебным и справочным ресурсам локальных сетей и Интернет. Преподаватели и студенты могут получить необходимую справочную информацию в любое время без использования дополнительных устройств. Часто во время лекции преподавателю необходимо не только ответить на вопросы студентов, но и наглядно продемонстрировать ответы, которые могут содержать фото, видео и аудиоданные. Студенты во время выполнения практических и лабораторных работ могут получить доступ к справочной информации, необходимой для выполнения заданий. Используя GPRS, мобильные устройства обеспечивают доступ в Интернет, не зависящий от работы локальной сети, местных серверов и шлюзов;
  • организация взаимодействия преподавателя со студентами в режиме реального времени. В большой аудитории не каждый студент имеет возможность задать вопрос и немедленно получить ответ. Мобильные системы, оснащенные специальным приложением, способным передать вопрос и получить короткий однозначный ответ в режиме реального времени, позволят усилить обратную связь в учебном процессе;
  • обеспечение возможности демонстрации лекционного материала. Сегодня еще далеко не все аудитории оснащены современными средствами для демонстрации учебного материала: проекторами с подключенным компьютером, мониторами, интерактивными досками. Мобильные устройства позволяют демонстрировать лекционный материал, передавая данные непосредственно на телефоны студентов или на экран проектора или телевизора. В последнем случае преподавателю нет необходимости носить с собой ноутбук или обращаться к администрации учебного заведения с просьбой предоставить компьютер;
  • обеспечение возможности обучения без привязки к определенному месту, а в некоторых случаях и времени проведения занятий. Решение данной задачи позволит значительно повысить эффективность дистанционной формы обучения;
  • предоставление возможности выполнения работ с использованием программных средств в аудиториях, не оснащенных компьютерной техникой. Использование мобильных устройств в данном направлении позволит снизить зависимость места и времени проведения занятий от расположения компьютерных классов и их загруженности.

К негативным аспектам мобильного обучения можно отнести:

  • отсутствие у некоторых обучаемых технических средств с необходимым набором функции;
  • слабой методической подготовкой преподавателей к внедрению мобильных устройств в учебный процесс;
  • недостаточный объем готовых обучающих мобильных ресурсов и программ для обучаемых по различным направлениям учебной деятельности;
  • мобильные устройства провоцируют студентов и школьников на деятельность развлекательного характера во время учебного процесса (игры, общение, просмотр видео и аудиоресурсов);

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федосеев, А. А. Мобильные технологии в образовании Текст. // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телемати-ка’2015». 6-9 июня 2015 / А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев. СПб.
  2. Бовт, В. В. Мобильное обучение Электронный ресурс. // Центр проектирования контента: сайт.[2016]. URL: http://cpk.mesi.ru/news/2005/ release008/10.ppt.
  3. Щелкунов, А. Е. Мобильные технологии в решении задач организации учебного процесса Электронный ресурс., [сайт]. [2018]. URL: http://www.elearnexpo.ru/archive/?year=2008&article=20.