Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом подготовки бакалавров направления «Информационные системы и технологии» предусматривается прохождение студентами производственной (НИР) практики. Выполнение программы практики обеспечивает проверку теоретических и практических знаний по информационным системам, полученных в период обучения студентов в университета, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.
К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие задолженности по результатам экзаменационной сессии. Предварительно студенты самостоятельно находят место практики и согласовывают его с руководителем практики от вуза. Производственную (НИР) практику студенты могут проходить и на выездных базах. Практика организуется на основе договоров, заключаемых администрацией университета с организациями и предприятиями.
Объектами (базами) прохождения практики могут быть: промышленные предприятия (фирмы) и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, банки, информационно-аналитические центры организации, занимающиеся разработкой программного продукта, требующие знаний в рамках направления «Информационные системы и технологии». Практика может проходить в отделах и службах предприятий (фирм): АСУ, планово-экономический, финансовый, маркетинга, производственно-диспетчерский, организации труда и заработной платы, бухгалтерский, управления качеством продукции, коммерческий, проектно-конструкторский и др.
Целью практики является уточнение темы выпускной квалификационной работы, сбор материалов для дальнейшего проектирования, проектирование части информационной системы, которые будут являться составными частями завершенной выпускной квалификационной работы.
Задачами практики являются:
- приобретение практических навыков по разработке и проектированию функциональных задач, функциональных подсистем в соответствии с темой выпускной работы;
- изучение методики проектирования информационных систем, изучение стандартов на проектирование;
- изучение принципов проектирования информационных систем с использованием типовых проектных решений;
- освоение на практике методов предпроектного обследования объекта информатизации, проведение системного анализа результатов обследования при построении модели информационной системы.
Тип практики: производственная (научно-исследовательская работа).
Способ проведения производственной практики: стационарная, выездная. К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие задолженности по результатам экзаменационной сессии. Предварительно студенты самостоятельно находят место практики и согласовывают его с руководителем практики от вуза. Производственную практику студенты могут проходить и на выездных базах. Практика организуется на основе договоров, заключаемых администрацией университета с организациями и предприятиями
По вопросам организации и прохождения производственной практики студент может получить консультацию (устно или письменно) у преподавателя-руководителя практики.
Производственная практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса и настоящей программой.
Место производственной практики:
— цикл (раздел) ОПОП. Дисциплина входит в вариативную часть блока 2 учебного плана;
— взаимосвязь с другими частями ОПОП. Прохождение производственной практики базируется на дисциплинах: «Программирование сетевых баз данных», «Высокоуровневые методы программирования», «Корпоративные информационные системы», «Архитектура информационных систем», «Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика» и др.
— требования к «входным» знаниям, умениям, готовностям. Студент должен знать этапы разработки программ, последовательность проектирования. систем разного уровня
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимы как предшествующие. Компетенции, приобретенные в ходе прохождения производственной практики готовят студента к освоению других профессиональных компетенций. Практика является основой для производственной (преддипломной) практики, а также для итоговой государственной аттестации.
2. Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения учебной, производственной практик
В результате прохождения данной учебной, производственной практик обучающийся должен приобрести:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС ВО |
Код компетенции |
способностью проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-22); готовностью участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований (ПК-23); способностью обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-24); способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-25); способностью оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-26); |
3. Структура и содержание учебной, производственной практик
Общая трудоемкость данного вида учебной, производственной практик составляет ___4__ недель и _216/6___ / часов / зачётных единиц. Из них 4 часа аудиторных.
№ п\п |
Разделы (этапы) практики |
Содержание (виды работы) на практике |
Общая трудоёмкость (в зач. ед.) |
Форма текущего контроля |
1 |
Подготовительный |
1. Разработка концепции информационной системы |
6 |
Собеседование |
2.Подбор программный средств для реализации системы |
6 |
Собеседование |
||
2 |
Основной |
1. Построение физической структуры базы данных |
66 |
Тестирование |
2.Построение логической структуры базы данных |
36 |
Собеседование |
||
3 |
Заключительный |
1. Описание таблиц базы данных |
66 |
Тестирование |
2.Описание связей между таблицами базы данных |
36 |
Собеседование |
Процесс организации практик состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, заключительный
Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
Предварительное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом: не позднее, чем за 1 месяц до даты начала прохождения практики студентам необходимо предоставить отношение на практику, подписанное на базе практики.
Проведение собрания-инструктажа студентов с целью их ознакомления с:
- целями и задачами предстоящей практики;
- сроками ее проведения;
- требованиями, которые предъявляются к практике как виду учебной деятельности;
- непосредственное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом.
3. Определение и закрепление за студентами баз практики.
Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного срока.
Заключительный этап. По итогам практики студенты представляют на кафедру отчет о прохождении практики.
Во время прохождения практики студент обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации);
- соблюдать установленный на предприятии (организации) режим работы;
- полностью и добросовестно выполнять все указания руководителя практики, назначенного от базы практики;
- ежедневно вести дневник практики;
- в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщать о них незамедлительно руководителю практики от университета;
- своевременно предоставить на кафедру и защитить отчет по практике.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики определяется в соответствии с трудовым законодательством: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
Учебная практика студентов оценивается по системе дифференцированного зачета (оценка). При не предоставлении отчета по практике в установленные сроки или получении неудовлетворительной оценки при защите отчета по практике студент считается имеющим академическую задолженность. В деканате факультета обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдачи отчета).
Перед прохождением практики студент должен изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных правовых вопросов.
Содержание практики обсуждается на установочной конференции перед прохождением практики и включает в себя:
- изучение основных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
- изучение структуры учреждения, его функций, функций его подразделений и должностных лиц;
- изучение направлений деятельности учреждения (подробно).
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной, производственной практиках
Ниже приведен вариант оформления задания по этапам практики:
Характеристика раздела «Разработка концепции построения информационной модели информационной системы» (I-II неделя практики)
В этом разделе описывается концептуальная модель разрабатываемой информационной системы. Происходит отображение требований пользователей к информационной системе, выполненных с применением программного обеспечения для моделирования ИС (например, BPWin, Rational Rose и др.).
Упор делается на реализацию функций в самой информационной системе. В концептуальной модели также описывается процедура взаимодействия сотрудников с разрабатываемой информационной системой, определяются их права как пользователей, а также уточняются их функции. Наиболее компактно это можно отобразить с помощью диаграмм вариантов использования (рис.1). К диаграмме также необходимо добавить описание основных и альтернативных потоков событий для нескольких вариантов использования системы.
Рисунок 1 – Концептуальная модель информационной системы по учету товара в магазине
Также в этом разделе необходимо привести поясняющие диаграммы взаимодействия основного автоматизируемого процесса (рис.2).
Если в разрабатываемой ИС осуществляются экономические или другие математические вычисления, где участвуют некие реквизиты, то создается описание алгоритмов обработки информации и расчетные формулы. Важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей. Алгоритм расчета должен учитывать общие и все частные случаи решения задачи.
Рисунок 2 – Диаграмма взаимодействия варианта использования
«Регистрация страхового свидетельства в пенсионном фонде»
При составлении алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде текста. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения.
Характеристика раздела «Разработка структуры базы данных» (III-IV неделя практики)
В разделе описывается логическая и физическая модель базы данных, описание атрибутов и связей. При этом должен быть виден ход рассуждений разработчика ИС при составлении логической модели. Для графического отображения моделей рекомендуется использовать программу ERWin.
Чтобы была видна логика построения логической модели, необходимо описать и отобразить все этапы её проектирования.
Этап 1. Выявление сущностей модели: перечисляются все объекты, участвующие в информационном процессе
Этап 2. Выявление связей между этими сущностями. На этом этапе могут существовать любые связи: как «Один ко многим», так и «многие ко многим». Например, при описании предметной области «Учет товаров в магазине» участвуют сущности «Товары», «Приход», «Продажа» и др. (рис. 3).
Рисунок 3 – Сущности и связи предметной области
«Учет товаров в магазине»
Этап 3. Выявление атрибутов сущностей. Выделяются все значимые для данной предметной области атрибуты. При этом модель может пока являться избыточной и противоречивой. Например, у сущности «Товар» имеется атрибут «Категория», значения которого будет много раз повторяться у различных товаров. Аналогичная ситуация наблюдается у адреса поставщиков, когда много раз будет повторяться названий улиц, городов и районов (рис.3).
Рисунок 4 – Сущности, атрибуты и связи предметной области
«Учет товаров в магазине»
Этап 4. Нормализация логической модели и удаление избыточности. Необходимо привести модель к третьей нормальной форме (3НФ). Для этого нужно разбить некоторые таблицы на несколько таблиц для устранения противоречивости и устранения связей «многие ко многим» (рис.5).
Рисунок 5. – Нормализованная модель предметной области
«Учет товаров в магазине»
Так в примере после нормализации появятся таблицы «Тип товара», «Города» и «Улицы», которые будут играть роль справочников для заполнения других таблиц.
Этап 5. Переход от логической модели к физической модели. Осуществляется переход к конкретной СУБД с уточнением типов данных под выбранную СУБД. При этом разработчиком обосновывается выбор конкретной СУБД.
Рисунок 6 – Физическая модель предметной области (формат Paradox)
В примере (рис.6) в качестве СУБД выбран Paradox. Это формат, который по умолчанию поддерживает среда программирования, например Delphi.
№ п\п |
Разделы (этапы) практики |
Контрольные задания |
1. |
Подготовительный |
1. Разработка концепции информационной системы 2.Подбор программный средств для реализации системы |
2. |
Основной |
1. Построение физической структуры базы данных 2.Построение логической структуры базы данных |
3. |
Заключительный |
1. Описание таблиц базы данных 2.Описане связей между таблицами |
Балльно-рейтинговая оценка итогов производственной практики
Контрольные точки |
Показатели |
Баллы |
max |
КТ – 1 Подготовительный |
|
1 2 1 1 |
5 |
КТ – 2 Аналитический |
|
1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 |
40 |
КТ – 3 Итоговый |
|
1-4 1-4 1-3 1-4 |
15 |
Формирование итоговой оценки (дифференцированный зачет):
- величина РУДД составляет менее 50 баллов – «неудовлетворительно»;
- величина РУДД составляет 50-74 баллов – «удовлетворительно»;
- величина РУДД составляет 75-87 баллов – «хорошо»;
- величина РУДД составляет 88-100 баллов – «отлично».
Обучающиеся, прошедшие практику и не сдавшие отчетную документацию, считаются имеющими академическую задолженность. В деканате факультета данным обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдаче отчета).
5.Формы аттестации (по итогам практики) и отчётность по практике
5.1. Формы отчётности
Отчет и дневник по практике являются основными документами студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем может использовать для написания курсовой работы и дипломного проектирования.
Студент обязан сдать отчет и дневник, подписанные руководителем от предприятия, руководителю практики от ВУЗа не позднее 5 дней после окончания практики. Через неделю после последнего срока сдачи отчетов назначается конференция по итогам практики.
Подготовленный к защите и подписанный руководителем отчет по практике и отзыв руководителя представляется председателю комиссии во время защиты. Без представления отзыва руководителя и подписанного руководителем отчета студент к защите практики не допускается.
Окончательная оценка практики, заносимая в зачетную книжку, определяется комиссией кафедры на основании результатов защиты практики в комиссии. При определении оценки комиссия принимает во внимание:
- характеристику руководителя от организации;
- качество содержания и оформления отчета и иллюстративного материала;
- качество доклада;
- качество ответов студента на вопросы в процессе дискуссии.
В процессе защиты студент должен показать, что основные результаты получены им лично. Если в процессе защиты комиссия не получает подтверждения наличия у студентов знаний и навыков, необходимых для выполнения данной работы, то она может выставить оценку «неудовлетворительно» даже при хорошем уровне самой работы.
Оценка по защите отчета о практике проставляется руководителем учебной практики от ВУЗа в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Эта оценка приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.
5.2. Требования к оформлению отчёта по учебной, производственной практикам:
- параметры страницы: слева не менее 25 мм, справа — 20 мм, снизу и сверху — 15 мм;
- шрифта – Times New Roman, 12 пт, межстрочный интервал – полуторный;
- страницы нумеруют арабскими цифрами. На титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу;
- текст делится на разделы, подразделы, пункты.
- заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными буквами, начиная с нового листа. Заголовки подразделов (пунктов) пишут строчными буквами (кроме первой прописной). Допускается жирное и курсивное выделение заголовков. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят;
- разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами; введение и заключение не нумеруются;
- расстояние между заголовками и текстом должны быть равно 6 пунктов;
- таблицы, рисунки, формулы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, если в тексте отчета на них есть ссылки.
5.3. Требования к содержанию отчёта по учебной, производственной практикам:
Отчет по практике должен содержать:
- титульный лист (оформляется по установленному образцу );
- содержание (наименование разделов, страницы);
- введение;
- основную часть отчета (изложение материала по разделам);
- заключение (рассматриваются условия, в которых проходила практика, имевшие место недостатки, а также предложения по улучшению практики);
- список использованных источников (отчетные материалы предприятий и организаций, данные статистической отчетности, специальная литература);
- перечень условных обозначений, единиц и терминов;
- необходимые приложения.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной, производственной практик:
а) основная литература
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.1 – Новосибирск: НГТУ, 2010. – 104 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228974&sr=1
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.3 – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 120 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228888&sr=1
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.2. Синтаксический анализ – Новосибирск: НГТУ, 2011. – 160 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228973&sr=1
б) дополнительная литература
- Fortran&Win32API: Создание программного интерфейса для Windows средствами современного Фортрана: практические рекомендации – М.: Диалог-МИФИ, 2000. -303 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136102&sr=1
- Маркин А.В. Разработка отчетов в информационных системах: учебное пособие – М.: Диалог-МИФИ, 2012. – 312 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229743&sr=1
- Котляров В.П., Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения – М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2006. – 288 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233107&sr=1
- Дубина И.Н. Мировые информационные ресурсы для экономистов [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Н. Дубина, С.В. Шаповалова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 191 c. — 978-5-4487-0270-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76236.html
- Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 304 c. — 978-5-394-01730-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57134.html
- Основы Web-технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.Б. Храмцов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017. — 375 c. — 978-5-4487-0068-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67384.html
с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- http://www.sql.ru/forum/actualtopics.aspx?bid=1 http://forum.sources.ru/index.php?s=15cc5535014af08b672ad3dd3226e537&showforum=48
Форумы по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005.
- http://www.interface.ru/home.asp.
- 6.http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navOpen&id_res=993&internet=http://www.osp.ru/os/2002/03/054_print.htm
- 7. http://www.intuit.ru
- http://www.csu.ac.ru/osp/os/1994/04/source/43.html статья по объектно-реляционным базам данных
- http://www.microsoft.com/rus/sql/Default.mspx сайт, посвящен Microsoft SQL Server 2005
- 13.http://study.ustu.ru/view/Aid_file_browser.aspx?AidId=85&version=1 электронные учебные материалы по базам данных на сайте УГТУ-УПИ
- http://kdeu.dp.ua/poligon/forum/list.asp?fid=30 форум по СУБД ACCESS
- http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3.html — сайт бесплатных книг. Книги неизвестных авторов: Основы проектирования реляционных баз данных Основы современных баз данных
- SQL.RU — Все про SQL и клиент/серверные технологии. http://www.sql.ru
- Центр информационных технологий “ЦИТ Форум”. Базы данных. http://www.citforum.ru/database
- Русские документы. Ежедневный IT-дайджест. Software::Базы данных. http://rusdoc.ru/reviews/software/database/
- Windows IT Pro. Открытые системы. http://www.osp.ru/win2000
- Электронная библиотека InfoCity. Базы данных. http://infocity.kiev.ua/db.php3
- Microsoft SQL Server Home. http://www.microsoft.com/sql/default.mspx
RSDN. Базы данных. http://rsdn.ru/summary/248.xml
7. Материально-техническое обеспечение учебной, производственной практик
Персональный компьютер, Текстовый редактор MS Office
8. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
При зачислении или переводе обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по адаптированной образовательной программе содержание рабочей программы подлежит индивидуализации согласно индивидуальному учебному плану и оформляется в соответствие с приложением 2 Положения о рабочей программе дисциплины (модуля) в вузе.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
10. Приложения
Приложение 1. Образец оформления титульного листа
ОТЧЕТ
по производственной (НИР) практике
в «Название предприятия»
сроки прохождения практики _________________________________
Выполнил (а) студент (ка) __ курса
направления подготовки
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии на предприятиях
группа___________
Фамилия И.О. студента
Руководитель практики от кафедры И.О. Фамилия
Руководитель практики от организации И.О. Фамилия
Город
20__
Приложение 2. Индивидуальное задание на практику
Примерное индивидуальное задание для студентов, проходящих практику в организациях города.
Студенту необходимо:
- пройти инструктаж по технике безопасности
- ознакомиться с предприятием
- разработка концепции построения информационной модели информационной системы.
- разработка структуры базы данных
- разработка клиентского приложения
- подготовка отчета по практике
- подготовка к итоговой конференции
Руководитель практики от кафедры И.О. Фамилия
Руководитель практики от организации И.О. Фамилия
Приложение 3. Требования к характеристике
ХАРАКТЕРИСТИКА
студента Фамилия Имя Отчество
по результатам прохождения
производственной (НИР) практики
- Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.
- Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):
- приобретенные практические навыки и умения в профессиональной сфере;
- описание характера и содержания работы, проводимые студентом по поручению руководителя;
- перечень подразделений организации, в которых студент работал;
- отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.
3. Характеристика личных и деловых качеств студента (компетенций):
- личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, работоспособность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (проявление им теоретических знаний, их глубина, умение применять их на практике); перечень формированных компетенций;
- умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации.
4. Характеристика качества подготовленного отчета:
Наиболее важные результаты проведенного исследования: выявленные проблемы; предложения и рекомендации по их решению; практические выводы и рекомендации.
5. Рекомендации:
Краткая общая характеристика. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение пройти преддипломную практику для студентов 4 курса или предложение постоянной работы в организации.
- Итоговая оценка прохождения практики по пятибалльной системе.
- Дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона), заверенная печатью организации.
Руководитель практики от организации И.О. Фамилия
Дата
(подпись заверяется печатью организации)