Учебная практика

1. Пояснительная записка

Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) (далее учебная практика) является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке специалистов в ИТ-области в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом подготовки бакалавров направления «Информационные системы и технологии» предусматривается прохождение студентами учебной практики. Выполнение программы практики обеспечивает проверку теоретических и практических знаний по информационным системам, полученных в период обучения студентов в университете, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.

Объектами (базами) прохождения практики могут быть: промышленные предприятия (фирмы) и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, банки, информационно-аналитические центры организации, занимающиеся разработкой программного продукта, требующие знаний в рамках направления «Информационные системы и технологии». Практика может проходить в отделах и службах предприятий (фирм): АСУ, планово-экономический, финансовый, маркетинга, производственно-диспетчерский, организации труда и заработной платы, бухгалтерский, управления качеством продукции, коммерческий, проектно-конструкторский и др.

Вид учебной практики: по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способ проведения практики: стационарная, выездная. К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие задолженности по результатам экзаменационной сессии. Предварительно студенты самостоятельно находят место практики и согласовывают его с руководителем практики от ВУЗа. Учебную практику студенты могут проходить и на выездных базах. Практика организуется на основе договоров, заключаемых администрацией университета с организациями и предприятиями

Цель прохождения учебной практики:

  1. Ранняя профессиональная ориентация студентов
  2. Ознакомление студентов с деятельностью частных организаций и государственных органов, органов местного самоуправления, юридических фирм, юридических служб (отделов) предприятий с целью формирования у них интереса и желания овладеть автоматизацией деятельности.

Задачи:

  • проверка и закрепление теоретических знаний, получение представлений о содержании конкретных видов профессиональной деятельности,
  • начальная профессиональная адаптация на рабочем месте,
  • ознакомление с основными функциями должностных лиц и задачами работы правового характера,
  • изучение опыта правовой работы конкретной базы практики,
  • обретение и развитие навыков работы в коллективе, изучение приемов управления совместной деятельностью,
  • формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии,
  • приобретение студентами навыков сбора и анализа информации, необходимой для последующего обучения по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».

По вопросам организации и прохождения учебной практики студент может получить консультацию (устно или письменно) у преподавателя-руководителя практики.

Учебная практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса и настоящей программой.

Место учебной практики:

— цикл (раздел) ОПОП. Дисциплина входит в блок образовательной программы бакалавра;

— взаимосвязь с другими частями ОПОП. Прохождение учебной практики базируется на дисциплинах: «Программирование сетевых баз данных», «Высокоуровневые методы программирования», «Корпоративные информационные системы», «Архитектура информационных систем» и др.

— требования к «входным» знаниям, умениям, готовностям. Студент должен этапы разработки программ, последовательность проектирования . систем разного уровня

Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимы как предшествующие. Компетенции, приобретенные в ходе прохождения учебной практики готовят студента к освоению других профессиональных компетенций.Практика является основой для производственной (преддипломной) и производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональных деятельности) практик, а также для итоговой государственной аттестации.

2. Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения учебной, производственной практик

В результате прохождения данной учебной, производственной практик обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО:

  • способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2);
  • способностью применять основные приемы и законы создания и чтения чертежей и документации по аппаратным и программным компонентам информационных систем (ОПК-3);
  • способностью проводить расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности (ПК-8);
  • способностью к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (ПК-11);
  • способностью разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12).

3. Структура и содержание учебной, производственной практик

Общая трудоемкость данного вида учебной, производственной практик составляет ___4__ недель и  _108/3___ / часов / зачётных единиц. Из них 4 часа аудиторных.

№ п\п Разделы (этапы) практики Содержание (виды работы) на практике Общая трудоёмкость (в зач. ед.) Форма текущего контроля
1        Подготовительный 1.Инструктаж по технике безопасности 1 Собеседование
 2 Подготовительный 2. Ознакомление с деятельностью предприятия 1 Собеседование
3 Основной   1.Изучение бизнес-процессов предприятия 33 Тестирование
 4 Основной 2.Проектирование бизнес процессов 18 Собеседование
5 Заключительный 1.Анализ уровня автоматизаци 33 Тестирование
 6 Заключительный 2.Анализа автоматизации предприятия 18 Собеседование

Процесс организации практик состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап включает следующие мероприятия:

Предварительное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом: не позднее, чем за 1 месяц до даты начала прохождения практики студентам необходимо предоставить отношение на практику, подписанное на базе практики.

Проведение собрания-инструктажа студентов с целью их ознакомления с:

– целями и задачами предстоящей практики;

– сроками ее проведения;

– требованиями, которые предъявляются к практике как виду учебной деятельности;

– непосредственное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом.

3.    Определение и закрепление за студентами баз практики.

Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного срока.

Заключительный этап. По итогам практики студенты представляют на кафедру отчет о прохождении практики.

Во время прохождения практики студент обязан:

а) подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации);

б) соблюдать установленный на предприятии (организации) режим работы;

в) полностью и добросовестно выполнять все указания руководителя практики, назначенного от базы практики;

г) ежедневно вести дневник практики;

д) в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщать о них незамедлительно руководителю практики от университета;

е) своевременно предоставить на кафедру и защитить отчет по практике.

Продолжительность рабочего дня при прохождении практики определяется в соответствии с трудовым законодательством: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Учебная практика студентов оценивается по системе дифференцированного зачета (оценка). При не предоставлении отчета по практике в установленные сроки или получении неудовлетворительной оценки при защите отчета по практике студент считается имеющим академическую задолженность. В деканате факультета обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдачи отчета).

Перед прохождением практики студент должен изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных правовых вопросов.

Содержание практики обсуждается на установочной конференции перед прохождением практики и включает в себя:

  • изучение основных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
  • изучение структуры учреждения, его функций, функций его подразделений и должностных лиц;
  • изучение направлений деятельности учреждения (подробно).

Содержание практики закрепляется в индивидуальном задании на практику, разработанном руководителями практики от кафедры и от учреждения совместно со студентом с учетом места прохождения практики.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной, производственной практиках

Ниже приведены вариант оформления задания по этапам практики:

Характеристика раздела «Анализ организационно-экономической схемы предприятия и её описание» (I неделя практики)

В разделе дается краткое описание предприятия, его структуры, анализ организационной структуры предприятия с назначением каждого управленческого звена, роль и место анализируемого подразделения для которого разрабатывается информационная система (ИС). Далее описывается проблема автоматизации обработки управленческой информации и технология документооборота в выбранном подразделении (перечень решаемых задач, взаимосвязь, информационные связи с другими, входная, выходная и хранящаяся в подразделении информация).

Также проводится обоснование решения задачи автоматизации в конкретном подразделении предприятия. В качестве обоснования, может быть, выдвинут довод об отсутствии какой-либо автоматизации, устаревшей информационной технологии обработки информации и т.п. Дается описание цели проектирования и задачи проектирования ИС:

— место решения;

— цель решения;

— назначение (для каких  подразделений, пользователей предназначена будущая информационная система);

— периодичность решения и требования к срокам решения;

— источники и способы получения данных;

— потребители результатной информации и способы ее отправки;

— информационная связь с другими задачами.

При описании входной и выходной информации можно описать формы представления документов, примеры заполнения документов, количество документов, точное и полное наименование каждого реквизита документа. Если в документах встречаются вычислимые данные, то для числовых данных рассматривается максимальная разрядность в знаках, способы контроля исходных данных,   контроль интервала значений реквизита или контроль соответствия списку значений, метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

Например, если речь идет о бухгалтерии, то рассматривают формы контроля данных как внутри бухгалтерских форм, так и контроль данных между различными формами.

Данные могут быть представлены в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации (должно соответствовать названию в официальных документах), его идентификатор, тип, максимальная разрядность.

Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита в документах и  для записи алгоритма и представлять собой сокращенное обозначение полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы.

Разрядность реквизита необходима для расчета объема занимаемой памяти. Она указывается количеством символов (алфавитных, цифровых, алфавитно-цифровых значений реквизитов).

Наименование реквизита Идентификатор Тип Максимальная разрядность
1 Номер паспорта № пасп. Целое 6
…………. ……… ……….. ………..
34 Район проживания Р-он Строка 15
Таблица 2 Описание реквизитов
Рисунок 1 Пример документа «Карточка физического лица»

Например, документ «Карточка физического лица» (см. рис.1) может быть как входной, так и выходной информацией в зависимости от информационной системы и может быть представлен в таблице (см. табл.2) в виде набора из 34 атрибутов. При рассмотрении документов необходимо помнить о включении в описание сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (наименование или код организации, дата выписки документа и т.д.).

Характеристика раздела «Анализ бизнес-процессов предприятия»  (II неделя практики)

Анализ информационных потоков данных предприятия (отдела) на котором производится автоматизация с применением соответствующего программного обеспечения описания бизнес-процессов (BPWin, MS Visio и т.п.).

 
Рисунок 2 – Пример функционирования бухгалтерии (верхний уровень)

Например, необходимо разработать информационную систему, автоматизирующую работу помощника бухгалтера. Для этого необходимо привести самый верхний уровень бизнес процессов бухгалтерии (см. рис.2) первую декомпозицию (см. рис.3).

Рисунок 3 – Первая декомпозиция бизнес-процессов бухгалтерии

В первой декомпозиции уже указана функция помощника бухгалтера, поэтому далее проводить декомпозицию не нужно. На этом уровне достаточно в общем описать все основные функции предприятия. Если на этом уровне еще не встречается автоматизируемая функция, то декомпозицию необходимо проводить дальше. Декомпозицию основной автоматизируемой функции (в нашем примере – функцию помощника бухгалтера) нужно будет привести в разделе 1.4.

Декомпозицию других функций (налогоплательщик, 1С:Предприятие и др.), которые не автоматизируются в разрабатываемой ИС, приводить не нужно.

Характеристика раздела «Анализ уровня автоматизации на собственном предприятии и методы решения поставленной задачи в других организациях» (III неделя практики)

В данном разделе приводится анализ уровня автоматизации экономических процессов на предприятии (перечень используемых программных средств и комплексов и их функций; перечень используемых аппаратных комплексов (рабочие станции, серверы, технологии локальных сетей)). При этом приводится анализ участников производственно–экономической деятельности предприятия, подлежащих автоматизации.

Так же необходимо привести обзор и краткие характеристики решений автоматизации поставленной задачи (обзор программного обеспечения и какие функции оно автоматизирует) не только на своем предприятии, но и в других организациях отрасли. Приводится анализ аналогов  программ автоматизирующих выделенную задачу и описания аналогов и прототипов создаваемой системы, выявленных при  освоении литературных источников и знаний по аналогичным разработкам, приводятся результаты анализа аналогов и тенденций развития.

Характеристика раздела «Выявление объекта и задачи автоматизации» (IV неделя практики)

В данном подразделе приводится более подробное описание основной задачи автоматизации, т.е. выделение из задач автоматизации всего предприятия конкретного направления, реализуемого в дипломной работе. Для этого необходимо провести декомпозицию этой функции, т.е. фактически описать вторую или третью декомпозицию основной функции предприятия. Для приводимого примера – это описание процесса работы помощника бухгалтера (рис.4).

Рисунок 4 – Декомпозиция функции помощника бухгалтера

При этом уточняются функции автоматизируемой задачи (см. таб.3).

Название функции Краткое описание
Создание прейскуранта. Создание и хранение прейскуранта цен информационного обслуживания по месяцам. Хранение этих прейскурантов.
Анализ поступающих оплат от клиентов Просматривать ежедневно поступающие платежи, сроки оплаты, построение диаграммы собираемости. Возможность производить выборку по специалисту или по всем клиентам.
Подготовка отчетов в отдел сопровождения. Анализ и подготовка отчетов по оплате по специалистам по сопровождению и в целом по всем клиентам.
Отслеживание и проверка наличия акта выполненных работ. Заносит сведения на основании предоставленных актов. Информирует о задолженности по актам.
Расчет калькуляции оплаты труда за выполненную работу. Подготовка предварительного расчета оплаты труда сотрудников для дальнейшего начисления заработной платы, учитывая специфику критериев расчета каждого специалиста в отдельности.
Таблица 3 — Описание автоматизируемых функций помощника бухгалтера

В конце раздела приводится ожидаемый эффект от разрабатываемой информационной системы:

— какие функции будут автоматизированы;

— какие отчетные документы будет выдавать ИС;

— какие ожидаемые результаты.

В качестве ожидаемых результатов может быть уменьшение времени регистрации и поиска информации, обеспечение правильности заполнения и оформления документов, согласованное взаимодействие структурных подразделений и управление ими и т.д.

№ п\п Разделы (этапы) практики Контрольные задания
1. Подготовительный 1. Построить функциональную схему работы предприятия 2.Сформировать список отделов предприятия
2. Основной 1. Выделить бизнес-процессы предприятия
2.Обосновать выбор бизнес-процесса автоматизации и его описание
3. Заключительный   1. Анализ уровня автоматизации и возможные варианты достижение наибольшей производительности
2.Требования к автоматизированной системе

Балльно-рейтинговая оценка итогов учебной практики

Контрольные точки Показатели Баллы Максимальный балл
КТ – 1 Подготовительный  

Участие в установочной конференции

Заключение договора с организацией

Наличие дневника

Прохождение инструктажа по технике безопасности на предприятии

1 2 1 1 5
КТ – 2 Аналитический  

Соблюдение трудовой дисциплины

Регулярное посещение консультаций в ВУЗе

Своевременное и качественное ведение документации Описание предприятия, его структуры

Анализ организационной структуры предприятия с назначением каждого управленческого звена, роль и место анализируемого подразделения для которого будет разрабатываться информационная система.

Анализ уровня автоматизации обработки управленческой информации

Анализ аналогов программ автоматизирующих выделенную задачу и описания аналогов и прототипов создаваемой системы

Выявление объекта и задачи автоматизации

1-5 1-5 1-5 1-5 1-5       1-5   1-5   1-5 40
КТ – 3 Итоговый

Своевременное предоставление отчетной документации (3-6 дней после окончания практики)

Полное предоставление отчетной документации

Качественное оформление документации

Участие в итоговой конференции (доклад, использование мультимедиа презентации)

1-4   1-4 1-3 1-4 15

Формирование итоговой оценки (дифференцированный зачет):

  • величина РУДД составляет менее 50 баллов – «неудовлетворительно»;
  • величина РУДД составляет 50-74 баллов – «удовлетворительно»;
  • величина РУДД составляет 75-87 баллов – «хорошо»;
  • величина РУДД составляет 88-100 баллов – «отлично».

          Обучающиеся, прошедшие практику и не сдавшие отчетную документацию, считаются имеющими академическую задолженность. В деканате факультета данным обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдаче отчета).

5.Формы аттестации (по итогам практики) и отчётность по практике

5.1. Формы отчётности

Отчет и дневник по практике являются основными документами студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем может использовать для написания курсовой работы и дипломного проектирования.
Студент обязан сдать отчет и дневник, подписанные руководителем от предприятия, руководителю практики от ВУЗа не позднее 5 дней после окончания практики. Через неделю после последнего срока сдачи отчетов назначается конференция по итогам практики.
Подготовленный к защите и подписанный руководителем отчет по практике и отзыв руководителя представляется председателю комиссии во время защиты. Без представления отзыва руководителя и подписанного руководителем отчета студент к защите практики не допускается.
Окончательная оценка практики, заносимая в зачетную книжку, определяется комиссией кафедры на основании результатов защиты практики в комиссии. При определении оценки комиссия принимает во внимание:а) характеристику руководителя от организации;
б) качество содержания и оформления отчета и иллюстративного материала;
в) качество доклада;
г) качество ответов студента на вопросы в процессе дискуссии.
В процессе защиты студент должен показать, что основные результаты получены им лично. Если в процессе защиты комиссия не получает подтверждения наличия у студентов знаний и навыков, необходимых для выполнения данной работы, то она может выставить оценку «неудовлетворительно» даже при хорошем уровне самой работы.
Оценка по защите отчета о практике проставляется руководителем учебной практики от ВУЗа в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Эта оценка приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.

5.2. Требования к оформлению отчёта по учебной, производственной практикам:

  • параметры страницы: слева не менее 25 мм, справа — 20 мм, снизу и сверху — 15 мм;
  • шрифта – Times New Roman, 12 пт, межстрочный интервал – полуторный;
  • страницы нумеруют арабскими цифрами. На титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу;
  • текст делится на разделы, подразделы, пункты.
  • заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными буквами, начиная с нового листа. Заголовки подразделов (пунктов) пишут строчными буквами (кроме первой прописной). Допускается жирное и курсивное выделение заголовков. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят;
  • разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами; введение и заключение не нумеруются;
  • расстояние между заголовками и текстом должны быть равно 6 пунктов;
  • таблицы, рисунки, формулы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, если в тексте отчета на них есть ссылки.

5.3. Требования к содержанию отчёта по учебной, производственной практикам:

Отчет по практике должен содержать:

  • титульный лист (оформляется по установленному образцу);
  • содержание (наименование разделов, страницы);
  • введение;
  • основную часть отчета (изложение материала по разделам);
  • заключение (рассматриваются условия, в которых проходила практика, имевшие место недостатки, а также предложения по улучшению практики);
  • список использованных источников (отчетные материалы предприятий и организаций, данные статистической отчетности, специальная литература);
  • перечень условных обозначений, единиц и терминов;
  • необходимые приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной, производственной практик:

а) основная литература

  1. Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.1 – Новосибирск: НГТУ, 2010. – 104 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228974&sr=1
  2. Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.3 – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 120 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228888&sr=1
  3. Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.2. Синтаксический анализ – Новосибирск: НГТУ, 2011. – 160 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228973&sr=1

б) дополнительная литература

  1. Fortran&Win32API: Создание программного интерфейса для Windows средствами современного Фортрана: практические рекомендации – М.: Диалог-МИФИ, 2000. -303 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136102&sr=1
  2. Маркин А.В. Разработка отчетов в информационных системах: учебное пособие – М.: Диалог-МИФИ, 2012. – 312 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229743&sr=1
  3. Котляров В.П., Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения – М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2006. – 288 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233107&sr=1
  4. Дубина И.Н. Мировые информационные ресурсы для экономистов [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Н. Дубина, С.В. Шаповалова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 191 c. — 978-5-4487-0270-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76236.html
  5. Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 304 c. — 978-5-394-01730-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57134.html
  6. Основы Web-технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.Б. Храмцов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017. — 375 c. — 978-5-4487-0068-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67384.html

с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.sql.ru/forum/actualtopics.aspx?bid=1 http://forum.sources.ru/index.php?s=15cc5535014af08b672ad3dd3226e537&showforum=48

Форумы по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005.

  • http://www.interface.ru/home.asp.
  • 6.http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navOpen&id_res=993&internet=http://www.osp.ru/os/2002/03/054_print.htm
  • 7. http://www.intuit.ru
  • http://www.csu.ac.ru/osp/os/1994/04/source/43.html статья по объектно-реляционным базам данных
  • http://www.microsoft.com/rus/sql/Default.mspx сайт, посвящен Microsoft SQL Server 2005
  • 13.http://study.ustu.ru/view/Aid_file_browser.aspx?AidId=85&version=1 электронные учебные материалы по базам данных на сайте УГТУ-УПИ
  • http://kdeu.dp.ua/poligon/forum/list.asp?fid=30 форум по СУБД ACCESS
  • http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3.html — сайт бесплатных книг. Книги неизвестных авторов: Основы проектирования реляционных баз данных Основы современных баз данных
  • SQL.RU — Все про SQL и клиент/серверные технологии. http://www.sql.ru
  • Центр информационных технологий “ЦИТ Форум”. Базы данных. http://www.citforum.ru/database
  • Русские документы. Ежедневный IT-дайджест. Software::Базы данных. http://rusdoc.ru/reviews/software/database/
  • Windows IT Pro. Открытые системы. http://www.osp.ru/win2000
  • Электронная библиотека InfoCity. Базы данных. http://infocity.kiev.ua/db.php3
  • Microsoft SQL Server Home. http://www.microsoft.com/sql/default.mspx

RSDN. Базы данных. http://rsdn.ru/summary/248.xml

7. Материально-техническое обеспечение учебной, производственной практик

Персональный компьютер, Текстовый редактор MS Office

8. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

При зачислении или переводе обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по адаптированной образовательной программе содержание рабочей программы подлежит индивидуализации согласно индивидуальному учебному плану и оформляется в соответствие с приложением 2 Положения о рабочей программе дисциплины (модуля) в ФГБОУ ВО  «ПГУ им. Шолом-Алейхема».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии