1. Пояснительная записка
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) (далее учебная практика) является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке специалистов в ИТ-области в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом подготовки бакалавров направления «Информационные системы и технологии» предусматривается прохождение студентами учебной практики. Выполнение программы практики обеспечивает проверку теоретических и практических знаний по информационным системам, полученных в период обучения студентов в университете, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.
Объектами (базами) прохождения практики могут быть: промышленные предприятия (фирмы) и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, банки, информационно-аналитические центры организации, занимающиеся разработкой программного продукта, требующие знаний в рамках направления «Информационные системы и технологии». Практика может проходить в отделах и службах предприятий (фирм): АСУ, планово-экономический, финансовый, маркетинга, производственно-диспетчерский, организации труда и заработной платы, бухгалтерский, управления качеством продукции, коммерческий, проектно-конструкторский и др.
Вид учебной практики: по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способ проведения практики: стационарная, выездная. К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие задолженности по результатам экзаменационной сессии. Предварительно студенты самостоятельно находят место практики и согласовывают его с руководителем практики от ВУЗа. Учебную практику студенты могут проходить и на выездных базах. Практика организуется на основе договоров, заключаемых администрацией университета с организациями и предприятиями
Цель прохождения учебной практики:
- Ранняя профессиональная ориентация студентов
- Ознакомление студентов с деятельностью частных организаций и государственных органов, органов местного самоуправления, юридических фирм, юридических служб (отделов) предприятий с целью формирования у них интереса и желания овладеть автоматизацией деятельности.
Задачи:
- проверка и закрепление теоретических знаний, получение представлений о содержании конкретных видов профессиональной деятельности,
- начальная профессиональная адаптация на рабочем месте,
- ознакомление с основными функциями должностных лиц и задачами работы правового характера,
- изучение опыта правовой работы конкретной базы практики,
- обретение и развитие навыков работы в коллективе, изучение приемов управления совместной деятельностью,
- формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии,
- приобретение студентами навыков сбора и анализа информации, необходимой для последующего обучения по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».
По вопросам организации и прохождения учебной практики студент может получить консультацию (устно или письменно) у преподавателя-руководителя практики.
Учебная практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса и настоящей программой.
Место учебной практики:
— цикл (раздел) ОПОП. Дисциплина входит в блок образовательной программы бакалавра;
— взаимосвязь с другими частями ОПОП. Прохождение учебной практики базируется на дисциплинах: «Программирование сетевых баз данных», «Высокоуровневые методы программирования», «Корпоративные информационные системы», «Архитектура информационных систем» и др.
— требования к «входным» знаниям, умениям, готовностям. Студент должен этапы разработки программ, последовательность проектирования . систем разного уровня
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимы как предшествующие. Компетенции, приобретенные в ходе прохождения учебной практики готовят студента к освоению других профессиональных компетенций.Практика является основой для производственной (преддипломной) и производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональных деятельности) практик, а также для итоговой государственной аттестации.
2. Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения учебной, производственной практик
В результате прохождения данной учебной, производственной практик обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО:
- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2);
- способностью применять основные приемы и законы создания и чтения чертежей и документации по аппаратным и программным компонентам информационных систем (ОПК-3);
- способностью проводить расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности (ПК-8);
- способностью к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (ПК-11);
- способностью разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12).
3. Структура и содержание учебной, производственной практик
Общая трудоемкость данного вида учебной, производственной практик составляет ___4__ недель и _108/3___ / часов / зачётных единиц. Из них 4 часа аудиторных.
№ п\п | Разделы (этапы) практики | Содержание (виды работы) на практике | Общая трудоёмкость (в зач. ед.) | Форма текущего контроля |
1 | Подготовительный | 1.Инструктаж по технике безопасности | 1 | Собеседование |
2 | Подготовительный | 2. Ознакомление с деятельностью предприятия | 1 | Собеседование |
3 | Основной | 1.Изучение бизнес-процессов предприятия | 33 | Тестирование |
4 | Основной | 2.Проектирование бизнес процессов | 18 | Собеседование |
5 | Заключительный | 1.Анализ уровня автоматизаци | 33 | Тестирование |
6 | Заключительный | 2.Анализа автоматизации предприятия | 18 | Собеседование |
Процесс организации практик состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
Предварительное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом: не позднее, чем за 1 месяц до даты начала прохождения практики студентам необходимо предоставить отношение на практику, подписанное на базе практики.
Проведение собрания-инструктажа студентов с целью их ознакомления с:
– целями и задачами предстоящей практики;
– сроками ее проведения;
– требованиями, которые предъявляются к практике как виду учебной деятельности;
– непосредственное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемые университетом.
3. Определение и закрепление за студентами баз практики.
Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного срока.
Заключительный этап. По итогам практики студенты представляют на кафедру отчет о прохождении практики.
Во время прохождения практики студент обязан:
а) подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации);
б) соблюдать установленный на предприятии (организации) режим работы;
в) полностью и добросовестно выполнять все указания руководителя практики, назначенного от базы практики;
г) ежедневно вести дневник практики;
д) в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщать о них незамедлительно руководителю практики от университета;
е) своевременно предоставить на кафедру и защитить отчет по практике.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики определяется в соответствии с трудовым законодательством: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
Учебная практика студентов оценивается по системе дифференцированного зачета (оценка). При не предоставлении отчета по практике в установленные сроки или получении неудовлетворительной оценки при защите отчета по практике студент считается имеющим академическую задолженность. В деканате факультета обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдачи отчета).
Перед прохождением практики студент должен изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных правовых вопросов.
Содержание практики обсуждается на установочной конференции перед прохождением практики и включает в себя:
- изучение основных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
- изучение структуры учреждения, его функций, функций его подразделений и должностных лиц;
- изучение направлений деятельности учреждения (подробно).
Содержание практики закрепляется в индивидуальном задании на практику, разработанном руководителями практики от кафедры и от учреждения совместно со студентом с учетом места прохождения практики.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной, производственной практиках
Ниже приведены вариант оформления задания по этапам практики:
Характеристика раздела «Анализ организационно-экономической схемы предприятия и её описание» (I неделя практики)
В разделе дается краткое описание предприятия, его структуры, анализ организационной структуры предприятия с назначением каждого управленческого звена, роль и место анализируемого подразделения для которого разрабатывается информационная система (ИС). Далее описывается проблема автоматизации обработки управленческой информации и технология документооборота в выбранном подразделении (перечень решаемых задач, взаимосвязь, информационные связи с другими, входная, выходная и хранящаяся в подразделении информация).
Также проводится обоснование решения задачи автоматизации в конкретном подразделении предприятия. В качестве обоснования, может быть, выдвинут довод об отсутствии какой-либо автоматизации, устаревшей информационной технологии обработки информации и т.п. Дается описание цели проектирования и задачи проектирования ИС:
— место решения;
— цель решения;
— назначение (для каких подразделений, пользователей предназначена будущая информационная система);
— периодичность решения и требования к срокам решения;
— источники и способы получения данных;
— потребители результатной информации и способы ее отправки;
— информационная связь с другими задачами.
При описании входной и выходной информации можно описать формы представления документов, примеры заполнения документов, количество документов, точное и полное наименование каждого реквизита документа. Если в документах встречаются вычислимые данные, то для числовых данных рассматривается максимальная разрядность в знаках, способы контроля исходных данных, контроль интервала значений реквизита или контроль соответствия списку значений, метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Например, если речь идет о бухгалтерии, то рассматривают формы контроля данных как внутри бухгалтерских форм, так и контроль данных между различными формами.
Данные могут быть представлены в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации (должно соответствовать названию в официальных документах), его идентификатор, тип, максимальная разрядность.
Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита в документах и для записи алгоритма и представлять собой сокращенное обозначение полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы.
Разрядность реквизита необходима для расчета объема занимаемой памяти. Она указывается количеством символов (алфавитных, цифровых, алфавитно-цифровых значений реквизитов).
№ | Наименование реквизита | Идентификатор | Тип | Максимальная разрядность |
1 | Номер паспорта | № пасп. | Целое | 6 |
… | …………. | ……… | ……….. | ……….. |
34 | Район проживания | Р-он | Строка | 15 |
Например, документ «Карточка физического лица» (см. рис.1) может быть как входной, так и выходной информацией в зависимости от информационной системы и может быть представлен в таблице (см. табл.2) в виде набора из 34 атрибутов. При рассмотрении документов необходимо помнить о включении в описание сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (наименование или код организации, дата выписки документа и т.д.).
Характеристика раздела «Анализ бизнес-процессов предприятия» (II неделя практики)
Анализ информационных потоков данных предприятия (отдела) на котором производится автоматизация с применением соответствующего программного обеспечения описания бизнес-процессов (BPWin, MS Visio и т.п.).
Например, необходимо разработать информационную систему, автоматизирующую работу помощника бухгалтера. Для этого необходимо привести самый верхний уровень бизнес процессов бухгалтерии (см. рис.2) первую декомпозицию (см. рис.3).
В первой декомпозиции уже указана функция помощника бухгалтера, поэтому далее проводить декомпозицию не нужно. На этом уровне достаточно в общем описать все основные функции предприятия. Если на этом уровне еще не встречается автоматизируемая функция, то декомпозицию необходимо проводить дальше. Декомпозицию основной автоматизируемой функции (в нашем примере – функцию помощника бухгалтера) нужно будет привести в разделе 1.4.
Декомпозицию других функций (налогоплательщик, 1С:Предприятие и др.), которые не автоматизируются в разрабатываемой ИС, приводить не нужно.
Характеристика раздела «Анализ уровня автоматизации на собственном предприятии и методы решения поставленной задачи в других организациях» (III неделя практики)
В данном разделе приводится анализ уровня автоматизации экономических процессов на предприятии (перечень используемых программных средств и комплексов и их функций; перечень используемых аппаратных комплексов (рабочие станции, серверы, технологии локальных сетей)). При этом приводится анализ участников производственно–экономической деятельности предприятия, подлежащих автоматизации.
Так же необходимо привести обзор и краткие характеристики решений автоматизации поставленной задачи (обзор программного обеспечения и какие функции оно автоматизирует) не только на своем предприятии, но и в других организациях отрасли. Приводится анализ аналогов программ автоматизирующих выделенную задачу и описания аналогов и прототипов создаваемой системы, выявленных при освоении литературных источников и знаний по аналогичным разработкам, приводятся результаты анализа аналогов и тенденций развития.
Характеристика раздела «Выявление объекта и задачи автоматизации» (IV неделя практики)
В данном подразделе приводится более подробное описание основной задачи автоматизации, т.е. выделение из задач автоматизации всего предприятия конкретного направления, реализуемого в дипломной работе. Для этого необходимо провести декомпозицию этой функции, т.е. фактически описать вторую или третью декомпозицию основной функции предприятия. Для приводимого примера – это описание процесса работы помощника бухгалтера (рис.4).
При этом уточняются функции автоматизируемой задачи (см. таб.3).
Название функции | Краткое описание |
Создание прейскуранта. | Создание и хранение прейскуранта цен информационного обслуживания по месяцам. Хранение этих прейскурантов. |
Анализ поступающих оплат от клиентов | Просматривать ежедневно поступающие платежи, сроки оплаты, построение диаграммы собираемости. Возможность производить выборку по специалисту или по всем клиентам. |
Подготовка отчетов в отдел сопровождения. | Анализ и подготовка отчетов по оплате по специалистам по сопровождению и в целом по всем клиентам. |
Отслеживание и проверка наличия акта выполненных работ. | Заносит сведения на основании предоставленных актов. Информирует о задолженности по актам. |
Расчет калькуляции оплаты труда за выполненную работу. | Подготовка предварительного расчета оплаты труда сотрудников для дальнейшего начисления заработной платы, учитывая специфику критериев расчета каждого специалиста в отдельности. |
В конце раздела приводится ожидаемый эффект от разрабатываемой информационной системы:
— какие функции будут автоматизированы;
— какие отчетные документы будет выдавать ИС;
— какие ожидаемые результаты.
В качестве ожидаемых результатов может быть уменьшение времени регистрации и поиска информации, обеспечение правильности заполнения и оформления документов, согласованное взаимодействие структурных подразделений и управление ими и т.д.
№ п\п | Разделы (этапы) практики | Контрольные задания |
1. | Подготовительный | 1. Построить функциональную схему работы предприятия 2.Сформировать список отделов предприятия |
2. | Основной | 1. Выделить бизнес-процессы предприятия 2.Обосновать выбор бизнес-процесса автоматизации и его описание |
3. | Заключительный | 1. Анализ уровня автоматизации и возможные варианты достижение наибольшей производительности 2.Требования к автоматизированной системе |
Балльно-рейтинговая оценка итогов учебной практики
Контрольные точки | Показатели | Баллы | Максимальный балл |
КТ – 1 Подготовительный |
Участие в установочной конференции Заключение договора с организацией Наличие дневника Прохождение инструктажа по технике безопасности на предприятии |
1 2 1 1 | 5 |
КТ – 2 Аналитический |
Соблюдение трудовой дисциплины Регулярное посещение консультаций в ВУЗе Своевременное и качественное ведение документации Описание предприятия, его структуры Анализ организационной структуры предприятия с назначением каждого управленческого звена, роль и место анализируемого подразделения для которого будет разрабатываться информационная система. Анализ уровня автоматизации обработки управленческой информации Анализ аналогов программ автоматизирующих выделенную задачу и описания аналогов и прототипов создаваемой системы Выявление объекта и задачи автоматизации |
1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5 | 40 |
КТ – 3 Итоговый |
Своевременное предоставление отчетной документации (3-6 дней после окончания практики) Полное предоставление отчетной документации Качественное оформление документации Участие в итоговой конференции (доклад, использование мультимедиа презентации) |
1-4 1-4 1-3 1-4 | 15 |
Формирование итоговой оценки (дифференцированный зачет):
- величина РУДД составляет менее 50 баллов – «неудовлетворительно»;
- величина РУДД составляет 50-74 баллов – «удовлетворительно»;
- величина РУДД составляет 75-87 баллов – «хорошо»;
- величина РУДД составляет 88-100 баллов – «отлично».
Обучающиеся, прошедшие практику и не сдавшие отчетную документацию, считаются имеющими академическую задолженность. В деканате факультета данным обучающимся устанавливается индивидуальный срок ликвидации академической задолженности (сдаче отчета).
5.Формы аттестации (по итогам практики) и отчётность по практике
5.1. Формы отчётности
Отчет и дневник по практике являются основными документами студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем может использовать для написания курсовой работы и дипломного проектирования.
Студент обязан сдать отчет и дневник, подписанные руководителем от предприятия, руководителю практики от ВУЗа не позднее 5 дней после окончания практики. Через неделю после последнего срока сдачи отчетов назначается конференция по итогам практики.
Подготовленный к защите и подписанный руководителем отчет по практике и отзыв руководителя представляется председателю комиссии во время защиты. Без представления отзыва руководителя и подписанного руководителем отчета студент к защите практики не допускается.
Окончательная оценка практики, заносимая в зачетную книжку, определяется комиссией кафедры на основании результатов защиты практики в комиссии. При определении оценки комиссия принимает во внимание:а) характеристику руководителя от организации;
б) качество содержания и оформления отчета и иллюстративного материала;
в) качество доклада;
г) качество ответов студента на вопросы в процессе дискуссии.
В процессе защиты студент должен показать, что основные результаты получены им лично. Если в процессе защиты комиссия не получает подтверждения наличия у студентов знаний и навыков, необходимых для выполнения данной работы, то она может выставить оценку «неудовлетворительно» даже при хорошем уровне самой работы.
Оценка по защите отчета о практике проставляется руководителем учебной практики от ВУЗа в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Эта оценка приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.
5.2. Требования к оформлению отчёта по учебной, производственной практикам:
- параметры страницы: слева не менее 25 мм, справа — 20 мм, снизу и сверху — 15 мм;
- шрифта – Times New Roman, 12 пт, межстрочный интервал – полуторный;
- страницы нумеруют арабскими цифрами. На титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу;
- текст делится на разделы, подразделы, пункты.
- заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными буквами, начиная с нового листа. Заголовки подразделов (пунктов) пишут строчными буквами (кроме первой прописной). Допускается жирное и курсивное выделение заголовков. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят;
- разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами; введение и заключение не нумеруются;
- расстояние между заголовками и текстом должны быть равно 6 пунктов;
- таблицы, рисунки, формулы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, если в тексте отчета на них есть ссылки.
5.3. Требования к содержанию отчёта по учебной, производственной практикам:
Отчет по практике должен содержать:
- титульный лист (оформляется по установленному образцу);
- содержание (наименование разделов, страницы);
- введение;
- основную часть отчета (изложение материала по разделам);
- заключение (рассматриваются условия, в которых проходила практика, имевшие место недостатки, а также предложения по улучшению практики);
- список использованных источников (отчетные материалы предприятий и организаций, данные статистической отчетности, специальная литература);
- перечень условных обозначений, единиц и терминов;
- необходимые приложения.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной, производственной практик:
а) основная литература
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.1 – Новосибирск: НГТУ, 2010. – 104 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228974&sr=1
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.3 – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 120 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228888&sr=1
- Малявко А.А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Учебное пособие в 3 частях, Ч.2. Синтаксический анализ – Новосибирск: НГТУ, 2011. – 160 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228973&sr=1
б) дополнительная литература
- Fortran&Win32API: Создание программного интерфейса для Windows средствами современного Фортрана: практические рекомендации – М.: Диалог-МИФИ, 2000. -303 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136102&sr=1
- Маркин А.В. Разработка отчетов в информационных системах: учебное пособие – М.: Диалог-МИФИ, 2012. – 312 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229743&sr=1
- Котляров В.П., Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения – М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2006. – 288 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233107&sr=1
- Дубина И.Н. Мировые информационные ресурсы для экономистов [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Н. Дубина, С.В. Шаповалова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 191 c. — 978-5-4487-0270-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76236.html
- Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 304 c. — 978-5-394-01730-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57134.html
- Основы Web-технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.Б. Храмцов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017. — 375 c. — 978-5-4487-0068-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67384.html
с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- http://www.sql.ru/forum/actualtopics.aspx?bid=1 http://forum.sources.ru/index.php?s=15cc5535014af08b672ad3dd3226e537&showforum=48
Форумы по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005.
- http://www.interface.ru/home.asp.
- 6.http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navOpen&id_res=993&internet=http://www.osp.ru/os/2002/03/054_print.htm
- 7. http://www.intuit.ru
- http://www.csu.ac.ru/osp/os/1994/04/source/43.html статья по объектно-реляционным базам данных
- http://www.microsoft.com/rus/sql/Default.mspx сайт, посвящен Microsoft SQL Server 2005
- 13.http://study.ustu.ru/view/Aid_file_browser.aspx?AidId=85&version=1 электронные учебные материалы по базам данных на сайте УГТУ-УПИ
- http://kdeu.dp.ua/poligon/forum/list.asp?fid=30 форум по СУБД ACCESS
- http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3.html — сайт бесплатных книг. Книги неизвестных авторов: Основы проектирования реляционных баз данных Основы современных баз данных
- SQL.RU — Все про SQL и клиент/серверные технологии. http://www.sql.ru
- Центр информационных технологий “ЦИТ Форум”. Базы данных. http://www.citforum.ru/database
- Русские документы. Ежедневный IT-дайджест. Software::Базы данных. http://rusdoc.ru/reviews/software/database/
- Windows IT Pro. Открытые системы. http://www.osp.ru/win2000
- Электронная библиотека InfoCity. Базы данных. http://infocity.kiev.ua/db.php3
- Microsoft SQL Server Home. http://www.microsoft.com/sql/default.mspx
RSDN. Базы данных. http://rsdn.ru/summary/248.xml
7. Материально-техническое обеспечение учебной, производственной практик
Персональный компьютер, Текстовый редактор MS Office
8. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
При зачислении или переводе обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по адаптированной образовательной программе содержание рабочей программы подлежит индивидуализации согласно индивидуальному учебному плану и оформляется в соответствие с приложением 2 Положения о рабочей программе дисциплины (модуля) в ФГБОУ ВО «ПГУ им. Шолом-Алейхема».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии